Комплексно–тематическое планирование для детей 2-3 лет Месяц Недел Тема Содержание работы Мероприятие я 1 2 Сентябр ь 3 «Детский сад» 4 1 Октябрь «Осень» 2 3 «Что такое хорошо и что такое плохо?» Адаптация детей к условиям детского сада. Знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.). Знакомство с детьми, воспитателем. Содействие формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям. Формирование элементарных представлений об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада); первичных представлений о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Собирание с детьми на прогулках разноцветных листьев, рассматривание их, сравнение по форме и величине. Расширение знаний о домашних животных и птицах. Знакомство с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. Знакомить с характерными особенностями природы Дагестана осенью. Формировать умение замечать красоту природы Дагестана и воспитывать бережное отношение. Учить полученные впечатления от природы Дагестана в речи и продуктивной деятельности, знакомить с потешками, закличками народов Дагестана. Содействие накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Воспитание отрицательного отношения к грубости, жадности; развитие умения играть не ссорясь, помогать Работа воспитателя по плану на период адаптации Заполнение листов адаптации Выставка детского творчества Игра «Кто у нас хороший?» 4 «Мои любимые игры и игрушки» 1 «Я человек» Ноябрь 2 3 «Я и моя семья» друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам. Развитие интереса к игровым действиям сверстников. Формирование умения играть рядом, не мешая друг другу. Развитие умения играть вместе со сверстниками. Формирование умения выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Формирование начальных навыков ролевого поведения. Формирование представлений о себе как о человеке; Формировать знания об основных частях тела человека, их назначении; начальных представлений о здоровом образе жизни. Формирование у детей привычки мыть руки, пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, полотенцем, салфеткой, расческой, горшком); умения во время еды правильно держать ложку. Формирование умения одеваться и раздеваться в определенном порядке. Формирование представления о себе (я – мальчик, я девочка), семье, умение называть членов семьи; о доме, в котором живёт ребёнок; о соседях, окружающих ребёнка. Формировать понятие дом, двор, улица, соседи. Развивать первоначальные умения распознать членов семьи на сюжетных картинках, иллюстрациях, фотографиях. Побуждать проявлять любовь и заботу к родным. Воспитывать доброе отношение к родным и близким; эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей. Воспитывать уважение к труду близких взрослых. Тематическое развлечение «Мои любимые игрушки» Сюжетно– ролевая игра на формировани е культурно– гигиенически х навыков Игра развлечение «Едем к бабушке Айшат» 4 «Безопасность » Декабрь 1 «Цвет, форма, величина» 2 3 «Новогодний праздник» 4 1 Январь 2 3 4 «Зимние каникулы» Знакомство детей с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомство с понятиями «можно – нельзя», «опасно», «громко – тихо». Формирование представлений о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой. Продолжение работы по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Формирование умения обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и т.д. Продолжение знакомства детей с названиями предметов ближайшего окружения. Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкальнохудожественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. Зимние игры и забавы, развлечения. Художественное творчество по впечатлениям от праздника. Формирование элементарных представлений о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширение знаний о домашних животных и птицах. Знакомство с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой. «Зима» Игра «Можно нельзя» Досуг «Магазин» Новогодний утренник Прощание с елкой Развлечение «На бабушкином дворе» Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомство с устным народным творчеством народов Дагестана (песенки, заклички, потешки и др.). Использование фольклора народов Дагестана при организации всех видов детской деятельности. Организация всех видов деятельности вокруг темы семьи, любви к папе дедушке. Февраль 1-2 3 «Народная игрушка» «Я и мой папа» Март 4недел «Мамин день» я февра ля Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Игры-забавы, праздник народной игрушки. Спортивный праздник «Мы смелые и умелые» Мамин праздник 1 2 3 «Мир профессий» 4 «Неделя детской книги» Развитие интереса к труду взрослых. Расширение круга наблюдений за трудом взрослых. Привлечение внимания детей к тому, что и как делает взрослый, объяснение, зачем он выполняет те или иные действия. Поощрение желания помогать взрослым. Игра «Помощники» Чтение детям художественных и познавательных книг. Формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного. Сопровождение чтения показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра, игровыми действиями. Предоставление детям возможности договаривать слова, фразы. Приобщение детей к рассматриванию рисунков в книгах. Просмотр драматизации дагестанской народной сказки (дети старшего дошкольного возраста) Развитие движений в разнообразных формах двигательной активности. Апрель 1 «Неделя здоровья» 2 «Весна» 3 4 Май 1 2 «В гостях у сказки» «Международ ный день семьи» 3 «Лето» 4 Развитие стремления играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Формирование выразительности движений, умения передавать простейшие действия некоторых персонажей. Формирование элементарных представлений о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширение знаний о домашних животных и птицах. Знакомство с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной. Спортивное развлечение Праздник «Весна» Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений. Развитие умения слушать, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Просмотр кукольного театра Беседы с ребенком о членах его семьи, побуждение называть их имена. Конкурс – фотовыставка «Отдыхаем всей семьей» Формирование элементарных представлений о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширение знаний о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах, ягодах. Знакомство с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом. - Знакомство с некоторыми животными жарких стран. В летний период детский сад работает в каникулярном режиме Праздник «Лето» 1 июня – День защиты детей Комплексно–тематическое планирование для детей 3–4 лет Месяц Сентябр ь Неделя 1 2 Тема «До свидания, лето, здравствуй, детский сад!» «Мой город, моя республика» Содержание работы Мероприятие - Содействие возникновению у детей чувства радости от возвращения в детский сад. - Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник), предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. - Продолжение знакомства с окружающей средой группы, помещениями детского сада. - Рассматривание игрушек, называние их формы, цвета, строения. - Знакомство детей друг с другом в ходе игр (если дети уже знакомы, следует помочь им вспомнить друг друга). - Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры). Развлечение для детей, организованное сотрудниками детского сада с участием родителей. Дети в подготовке не участвуют, но принимают активное участие в развлечении (в подвижных играх, викторинах) - Формировать понятие «родной город». - Знакомить с родным городом, его названием, основными достопримечательностями. - Знакомить с названием города и как именуют себя его жители. - Знакомить детей с улицей, на которой расположен Выставка (в фотографиях) «Мой город», «Моя улица», «Мой дом». детский сад, ее названием, расположением домов. - Познакомить с достопримечательностями родного города, видами транспорта, встречающимися в городе. - Вызывать чувство восхищения красотой родного города. - Дать представление о празднике День города: как готовятся к нему жители, как украшается город к празднику; как празднуется День города в своей семье. - Воспитывать любовь, интерес к родному городу. Октябр ь 3 «Уроки Мойдодыра» 4 неделя сентября – 2 неделя октября «Осень» 3 «Что такое хорошо и что такое - Совершенствование культурно–гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания. - Формирование привычки следить за своим внешним видом; умения правильно пользоваться мылом, аккуратно умываться; насухо вытираться, пользоваться расческой и носовым платком. - Формирование элементарных представлений об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада); первичных представлений о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. - Собирание с детьми на прогулках разноцветных листьев, рассматривание их, сравнение по форме и величине. - Расширение знаний о домашних животных и птицах. - Знакомство с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. - Знакомить с характерными особенностями природы Дагестана в осенний период. - Закрепление навыков культурного поведения в детском саду, дома, на улице. - Формирование элементарных представлений о том, что хорошо и что плохо. Тематическое развлечение Праздник «Осень» Выставка детского творчества «Осень разноцветная» Развлечение «Вежливый медвежонок» плохо?» 4 Ноябрь 1 2-3 - Создание условий для формирования доброжелательности, доброты, дружелюбия. - Создание игровых ситуаций, способствующих формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. - Поощрение участия детей в совместных играх. «Мои - Развитие интереса к различным видам игр. любимые игры - Содействия детям в объединения для игры в группы и игрушки» по 2–3 человека на основе личных симпатий. - Развитие у детей интереса к окружающему миру в процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами. «Я вырасту здоровым» «Животный и растительный мир родного края» - Развитие умения различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), формирование представления об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. - Формирование представлений о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах полезных для здоровья человека. - Формировать дифференцированные представления о деревьях, травянистых растениях, кустарниках, ягодах, домашних и диких животных, овощах, фруктах характерных для республики Дагестан. - Продолжать формировать первоначальные представления о птицах и животных региона. - Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся: черепаха, ящерица, уж. - Познакомить с обитателями рек, озер и Каспийского моря (форель, сазан, осетр, тюлень). Использовать произведения фольклора народов Дагестана в процессе ознакомления с животным и растительным миром, отражающих животный и растительный мир. - Знакомство с домом, с предметами домашнего Сюжетно– ролевая игра «Магазин игрушек» Развлечение «В гостях у Айболита» Выставка «Природа и фантазия» Досуг «Путешестви е по страницам природы родного края» Сюжетно– 4 Декабр ь Январь Феврал ь 1-2 «Мой дом» «Материалы и их свойства» 3-4 «Новый год» 1-2 «Зимние каникулы» 3-4 «Зима» 1-2 Знакомство с народной культурой и традициями обихода, мебелью, бытовыми приборами. - Знакомство с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость). - Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкальнохудожественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. - Зимние игры и забавы, развлечения. - Художественное творчество по впечатлениям от праздника ролевая игра «Моя семья» Конкурс «Елочная игрушка» (для детей и родителей) Праздник «Новый год» Прощание с елкой - Формирование элементарных представлений о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). - Расширение знаний о домашних животных и птицах. - Знакомство с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой. Выставка детского творчества «Волшебница зима» - Расширение представлений о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). - Знакомство с народными промыслами. - Продолжение знакомства с устным народным творчеством. - Использование фольклора при организации всех видов детской деятельности. - Знакомить детей с культурой народов Дагестана (фольклор, элементы народного искусства, культура общения) - Формировать представление о дагестанской народной игрушке (балхарский ослик, козлик, глиняная свистулька). - Дать элементарные представления о некоторых Досуг: «В гости к нам друзья пришли» Сюжетно– ролевая игра «Дагестанская семья» 3 Март 4 неделя февраля – 1 неделя марта 2-3 «День Защитника Отечества» «8 Марта» «Мир профессий» атрибутах дагестанской традиционной культуры: жилище, его устройство, предметы быта. - Конкретизировать представления о семейном празднике (первый шаг малыша). - Способствовать становлению первоначального интереса к культуре и традициям своего народа, проявлению эмоционального отклика в процессе восприятия малых форм дагестанского фольклора. - Создать условия для организации театрализованных игр с обыгрыванием, разыгрыванием народного фольклора (потешки, прибаутки, небольшие сказки). - Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать народные игрушки, предметы ряженья (национальный костюм, ювелирные украшения, обувь, коврики, люльки и др.) - Осуществление патриотического воспитания. - Знакомство с «военными» профессиями. - Воспитание любви к Родине. - Формирование первичных гендерных представлений (воспитание в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками). - Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально– художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. - Воспитание уважения к воспитателям. - Формирование положительного отношения к труду взрослых. - Формирование желания принимать участие в посильном труде. - Воспитание уважения к чужому труду. - Продолжение знакомства с трудом близких взрослых. - Рассказы детям о профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель). Праздник, посвященный ко Дню защитника Отечества Праздник 8 Марта Сюжетно– ролевая игра «Прогулка по городу» Апрель 4 «Неделя детской книги» 1 «Неделя здоровья» 2 «Правила и безопасность дорожного движения» 3-4 Май «Весна» - Формирование интереса к книгам. - Чтение художественных и познавательных книг. - Развитие умения слушать, сопереживать героям произведения. - Развитие умения с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из сказок и песенок. - Рассматривание иллюстраций. - Формирование представлений о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, с помощью сна восстанавливают силы. - Воспитание бережного отношения к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей. - Расширение ориентировки в окружающем пространстве. - Знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор». - Рассказы детям о работе водителя. - Формирование умения различать транспортные средства: легковой, грузовой автомобили, «скорая помощь», пожарная машина. - Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах. - Расширение представлений о весне. - Воспитание бережного отношения к природе, умения замечать красоту весенней природы. - Расширение представлений о сезонных изменениях (изменения в погоде, растения весной, поведение зверей и птиц). - Расширение представлений о простейших связях в природе (потеплело — появилась травка и т. д.). - Отражение впечатлений о весне в разных видах художественной деятельности. Просмотр кукольного театра детей подготовительн ой группы - Формирование целостной картины мира, в том числе Драматизация Спортивное развлечение Сюжетно– ролевая игра по правилам дорожного движения Праздник «Весна» Выставка детского творчества 1 В гостях у сказки 2 «Международ ный день семьи» 3-4 первичных ценностных представлений. - Развитие умения слушать, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. - Беседы с ребенком о членах его семьи, закрепление умения называть их имена. - Расширение представлений детей о лете. «Лето» - Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. - Знакомство с летними видами спорта. - Формирование представлений о безопасном поведении в лесу. - Знакомство с опасными насекомыми и ядовитыми растениями. В летний период детский сад работает в каникулярном режиме сказки «Теремок» Конкурс – фотовыставка «Отдыхаем всей семьей» Праздник «Лето» 1 июня – День защиты детей Комплексно–тематическое планирование для детей 4–5 лет Месяц Неделя Тема Содержание работы Сентябр ь 1 «До свидания, лето, здравствуй, детский сад!» Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к школе, книгам. Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Мероприятие Праздник «День знаний» 2 Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обращая внимание на произошедшие изменения: покрашен забор, появились новые столы), расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник). Формировать представление о месторасположении родного города: на берегу Каспийского моря, у подножия горы и т.д. Дать ребёнку первоначальное представление о Республике Дагестан. Познакомить близлежащими к Махачкале населёнными пунктами. Рассказать детям о том, что в Махачкале проживают люди разных национальностей: аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, кумыки, рутульцы, табасаранцы и т.д. Расширять представление об улице, на которой живёт ребёнок, об истории названия улицы. Расширять интерес к родному городу, его росту и благоустройству. Формировать первоначальные представления о символике населённого пункта (родного города) республики. Продолжать знакомить с республиканскими праздниками «День города Махачкалы» (столицы республики Дагестан) Продолжать воспитывать интерес и любовь к родному городу. Знакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими родной город. Побуждение детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском «Мой город, моя республика» Развлечение «Город, в котором мы живём» Сюжетноролевая игра «Путешествие по родному городу» городке и т.д.) Расширять представления детей о родном края с местонахождением Республики Дагестан на карте мира, глобусе. Формировать представления о том, с какими государствами и республиками граничит Республика Дагестан. Углубить представления о месте проживания: об улице, микрорайоне, городе. Воспитание любви к родному краю; рассказы детям о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях. Знакомство детей с архитектурой. Формирование представлений о том, что дома, в которых они живут и другие здания – это архитектурные сооружения. Развитие способности различать и называть строительные детали, умения анализировать образец постройки. Сооружение построек из крупного и мелкого строительного материала, использование деталей разных цветов для создания и украшения построек. Октябрь 3-4 «Что нам стоит дом построить» 1-2 «Осень» Расширение представлений детей об осени. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения. Расширение представлений о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширение знаний об овощах и фруктах (местных, экзотических). Расширение представлений о правилах безопасного поведения на природе. Воспитание бережного отношения к природе. Досуг «В сказочном королевстве» Праздник «Осень» Выставка детского творчества «Осень разноцветная» 3 «Азбука вежливости» 4 «Мои любимые игры и игрушки» Формирование элементарных экологических представлений. Расширять представления об особенностях природы родного края осенью. Формировать представления детей о работах, проводимых в осенний период в саду и огороде конкретной местности Республики Дагестан. Продолжать отражать полученные впечатления о родной природы в разных видах деятельности, используя фольклорные формы народов Дагестана (заклички, потешки, загадки, сказки). Учить детей замечать красоту родной природы в детских книжных иллюстрациях дагестанских художников. Продолжение работы по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Напоминания детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. Развитие игровой деятельности детей. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Продолжение работы по развитию и обогащению сюжетов игр; подведение (используя косвенные методы) детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. Развитие творческих способностей детей в сюжетно–ролевых, подвижных, театрализованных, играх. Закрепление познавательного материала в дидактических играх. Развлечение «Вежливый медвежонок» Досуг «Любимые народныеигры» Ноябрь 1-2 «Я вырасту здоровым» 3-4 «Человек и природа» Декабр ь 1-2 «Материалы и их свойства» 3-4 «Новый год» Продолжение знакомства с частями тела и органами чувств человека. Воспитание потребности в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Расширение представлений о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, закаливания. Расширение представлений детей о природе. Продолжение знакомства с многообразием животного растительного мира, с явлениями неживой природы. Формирование элементарных представлений о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. Создание условий для расширения представлений детей об окружающем мире. Продолжение знакомства с признаками предметов, совершенствование умения определять их цвет, форму, вес, величину. Развивать умения сравнивать группировать предметы по этим признакам. Рассказы детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснение целесообразности изготовления предмета из определенного материала. Помощь детям в установлении связи между назначением и строением, назначением и материалом предметов. Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтения) Развлечение «В гостях у Айболита» Изготовление, совместно с родителями, и размещение кормушек для зимующих птиц. Развлечение «Мы маленькие волшебники» Конкурс «Елочная игрушка» (для детей и родителей) Праздник: «Новый год» Январь 1-2 3-4 «Зимние каникулы» «Зима» Зимние игры и забавы, развлечения. Художественное творчество по впечатлениям от праздника. Расширение представлений детей о зиме. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развитие умения вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, отражать ее в рисунках, лепке. Знакомство с зимними видами спорта. Формирование представлений о безопасном поведении людей зимой. Формирование исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой и льдом. Закрепление знаний о свойствах снега и льда. Расширение представлений о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. Расширение представлений о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомство с народными промыслами. Привлечение детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Продолжение знакомства с устным народным творчеством. Использование фольклора при организации всех видов детской деятельности. Продолжать знакомить детей с культурой и традициями народов Дагестана (гостеприимство дагестанского народа, уважение к старшим людям, людям разных национальностей, любовь к своей семье, детскому саду, родному края). Активизация знаний детей о дагестанском Феврал ь 1-2 «Народная культура и традиции» Прощание с елкой Выставка детского творчества «Волшебница зима» Фольклорный праздник Выставка детского творчества 3 «День защитника Отечества» фольклоре через театрализованные представления и игры (разучивания и обыгрывания песенок, потешек, разыгрывание народных сказок и литературных произведений дагестанских авторов). Дать первоначальные представления о традиционных, народных праздниках (Праздник цветов, Навруз-байрам, праздник черешни). Знакомить детей с народными музыкальными инструментами (кумуз, бубен, гармонь, и использовать их разных видах деятельности. Побуждать детей отображать в своём творчестве(рисование, лепка, аппликация, художественный труд) элементы народного искусства ,образы сказочных и литературных произведений. Знакомство детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России. Воспитание любви к Родине. Осуществление гендерного воспитания (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приобщение к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. Март 4 неделя феврал я–1 неделя марта «Международны й женский день» Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитание уважения к воспитателям, другим сотрудникам детского сада. Театрализован ное представление, посвященное Дню защитника Отечества Праздник «8 Марта» Расширение гендерных представлений. Привлечение детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. Расширение представлений дошкольников о труде взрослых, о разных профессиях. Продолжение знакомства с профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач). Формирование интереса к профессиям родителей, подчеркивание значимости их труда. 2-3 «Мир профессий» 4 «Неделя детской книги» Продолжение работы по формированию интереса к книгам. Чтение художественных и познавательных книг. Формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного. Рассматривание иллюстраций. Развитие интереса к театрализованной игре. Воспитание артистических качеств, раскрытие творческого потенциала, вовлечение детей в различные театрализованные представления. Формирование представлений о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитание потребности быть здоровым. Формирование интереса и любви к спорту, к физическим упражнениям. «27 – Международный день театра» Апрель 1 «Неделя здоровья» 2 «Правила и безопасность дорожного движения» Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке, детского сада, в ближайшей местности. Продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Уточнение знаний о работе светофора и полицейского, знакомство с различными видами городского транспорта, знаками дорожного Тематическое развлечение «Кем быть?» Драматизация русской народной сказки Спортивное развлечение «Веселые старты» Целевая прогулка по территории детского сада 3 «Весна» 4 Неделя пожарной безопасности и ЧС Май 1 В гостях у сказки 2 «Международны й день семьи» движения «пешеходный переход», «остановка общественного транспорта». Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте. Расширение представлений детей о весне. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Расширение представлений о правилах безопасного поведения на природе. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование представлений о работах, проводимых весной в саду и огороде. Привлечение детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике. Формировать представления детей о работах проводимых в весенний период в саду и огороде конкретной местности республики Дагестан. Рассказы детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре. Знакомство с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказы о ситуациях, опасных для жизни и здоровья. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений. Воспитание нравственных качеств личности. Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) ее истории, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком. Праздник «Весна» Выставка детского творчества Тематическое развлечение: «Огонь – друг, огонь - враг» Развлечение «В гостях у сказки» Конкурс – фотовыставка «Отдыхаем всей семьей» 3 «Мир искусства» 4 «Лето» Приобщение детей к восприятию искусства, развитие интереса к нему. Знакомство детей с профессиями артиста, художника, композитора. Закрепление умения различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки, песни, танцы, музыка, картина. Расширение представлений детей о лете. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Знакомство с летними видами спорта. Формирование представлений о безопасном поведении в лесу. Знакомство с опасными насекомыми и ядовитыми растениями. В летний период детский сад работает в каникулярном режиме Выставка детского творчества Праздник «Лето» 1 июня – День защиты детей Комплексно–тематическое планирование для детей 5–7 лет Месяц Сентяб рь Неделя 1 Тема «День знаний» 8 сентября – «Белые журавли» День памяти Р. Гамзатова Содержание работы - Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к школе, книгам. - Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. - Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обращая внимание на произошедшие изменения: покрашен забор, появились новые столы), расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник). - Продолжать знакомить детей с творчеством Расула Гамзатова - Развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания. Мероприятие Праздник «День знаний» Конкурс чтецов, досуг (старший дошкольный возраст) - Развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край, город. - Воспитывать чувство гордости за свой край, интерес и любовь к малой родине. 2-3 «Мой город, моя страна, моя республика» - Расширение представлений детей о родной стране. - Формирование интереса к «малой Родине». - Рассказы детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях прославивших свой край. - Рассказы детям о том, что Москва – главный город, столица нашей Родины. - Знакомство с флагом и гербом России, мелодией гимна. - Расширять представления детей о родном крае с местонахождением Республики Дагестан на карте мира, глобусе. - Формировать представления о том, с какими государствами и республиками граничит Республика Дагестан. - Углубить представления о месте проживания: об улице, микрорайоне, городе, об истории возникновения, имени основателя, о древних постройках. - Закрепить знания о различиях между городом и селом. - Знакомить с социальными объектами района, города. - Расширить знания детей о знаменитых людях города. - Рассказать о людях, прославивших Дагестан, Россию. Праздник «Махачкала – моя столица» Выставка «Мой город» - Побуждать к отражению в играх опытах ознакомления с ближайшим окружением (труд взрослых, характерный для данной местности: чабаны, лесники, рыбаки, спасатели и др.) - Использовать дидактические игры по закреплению знаний о ближайшем окружении (домино, лото, строительный материал, пазлы и др., с изображением мест ближайшего окружения, основных достопримечательностей, символики и др. - Расширять представления о государственных, республиканских народных праздниках. - Поощрять стремление детей поздравить близких с праздником, преподносить подарки, сделанные самими детьми. Всероссийская акция «Вместе, всей семьей» 4 «Неделя здоровья» 27 сентября – День работника дошкольного образования - Углубление представлений ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд. - Поощрение посильного участия детей в подготовке различных семейных праздников, выполнения постоянных обязанностей по дому. - Формирование интереса и любви к спорту, к физическим упражнениям. - Расширение представлений о закаливании. - Формирование представлений об активном отдыхе. - Обобщить знания детей о празднике - День дошкольного работника. - Уточнить представления детей о многообразии профессий в ДОУ. - Показать значение труда сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Выставка детского творчества Развлечение «Веселые старты» (с участием родителей) Выставка детского творчества Праздничное мероприятие Октябр ь 1-3 1 октября – Международный день пожилых людей - Формировать духовно–нравственные ценности. - Способствовать созданию дружеских семейных отношений. - Развивать навыки межличностного общения между взрослыми и детьми. - Воспитывать любовь и уважение к старшему поколению. Выставка детского творчества Праздничное мероприятие 5 октября – День учителя - Закрепить понятия «школа», «ученик», «учитель», «урок»; обобщающее понятие «школьные принадлежности». - Развивать память, логическое мышление, внимание. - Формировать навыки учебной деятельности. - Воспитывать интерес детей к образовательной деятельности, желание учиться и получать знания. «Осень» 4 «Азбука вежливости» - Расширение знаний детей об осени. - Продолжение знакомства с сельскохозяйственными профессиями. - Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в природе. - Формирование обобщенных представлений об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. - Формирование первичных представлений об экосистемах, природных зонах. - Расширение представлений о неживой природе. - Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, уважительного отношения к окружающим. - Формирование желания заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее, развитие сочувствия, отзывчивости. Праздник «Осень» Выставка детского творчества «Осень разноцветная» Изготовление детьми игрушек для малышей Викторина - Обогащение словаря детей вежливыми словами, побуждение к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки и т.д.) Ноябрь 1-2 4 ноября - День народного единства «Я вырасту здоровым» 3 4 «Человек и природа» «День - Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках. - Сообщение детям элементарных сведений об истории России. - Формирование представлений о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна. - Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям. - Формирование представлений ребенка о его месте в обществе. «Вежливые слова» Развлечение «Дружат дети всей Земли» Развлеч ение - Расширение представлений об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. - Расширение представлений о составляющих здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и т.д.). - Знакомство с доступными сведениями из истории олимпийского движения. - Формирование основ экологической культуры. - Продолжение знакомства с правилами поведения на природе. - Формирование понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. - Мама – самый главный человек в жизни. - Воспитание уважения к материнскому труду и Изготовление и размещение кормушек для зимующих птиц Выставка детского матери» Декабр ь 1 «Умные машины» 3 декабря – Международный день инвалидов бескорыстной жертве ради блага своих детей. - Чтение художественной литературы. - Художественное творчество детей. рисунка «Портрет моей мамы» Развлечение: «Мамы всякие важны» - Обогащение представлений детей о мире предметов. - Рассказы о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка, пылесос и т.д.) - Расширение знаний об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и т.д.) - Закрепление навыков безопасного пользования бытовыми предметами. Досуг: «Доброе электричество » - Формировать положительные нравственные качества у дошкольников: милосердия, доброты, отзывчивости, стремления оказать помощь людям с ограниченными возможностями здоровья. - Дать представление о трудностях и проблемах возникающих у больных. - Использовать различные методы и приемы для воспитания чувства толерантности к детям инвалидам. - Развивать чувство ответственности за состояние собственного здоровья, привычку к здоровому образу жизни. - Привлечь родителей к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества. - Дать представление о телевидении как Проект в старшем дошкольном возрасте «Люди так не делятся» 2 «Телевидение» 12 декабря – День Конституции РФ неотъемлемой части современной жизни, об истории его изобретения, совершенствования, о профессиях людей работающих на телевидении. Досуг: «Моя любимая телепередача» - Формировать представления о том, Конституция РФ является основным законом государства, который необходимо соблюдать. - Познакомить детей с некоторыми правами обязанностями людей. - Развивать познавательный интерес к своей стране, ее законам. Всероссийская акция «Мы граждане России!» - Воспитывать стремление знать и соблюдать законы Российской Федерации. - Активизировать знания детей о своей Родине, ее символике и гимне. 3-4 «Новый год» - Привлечение детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. - Содействие возникновению чувства удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. - Закладывание основ праздничной культуры. - Развитие эмоционально положительного отношения к предстоящему празднику, желания активно участвовать в его подготовке. - Поощрение стремления поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. - Знакомство с традициями празднования Нового года в различных странах. Конкурс: «Елочная игрушка» (для детей и родителей) Праздник: «Новый год» Январь 1-2 3-4 Феврал ь 1-2 «Зимние каникулы» «Зима» «Народная культура и традиции» - Зимние игры и забавы, развлечения. - Художественное творчество по впечатлениям от праздника - Продолжение знакомства детей с зимой как временем года, с зимними видами спорта. - Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой и льдом. - Расширение и обогащение знаний детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. - Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративноприкладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). - Расширение представлений о народных игрушках (матрешки — городецкая). - Знакомство с национальным декоративноприкладным искусством. - Рассказы детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. 8 февраля – День российской - Познакомить детей с памятной датой, связанной науки с возникновением науки в России, познакомить с именами основоположников российской науки. - Закрепить понятие «ученый», «изобретатель»; обогатить знания детей о мире открытий, Прощание с елкой Выставка детского творчества: «Волшебниц а зима» Встреча с народными умельцами ООД «Путешествие в страну Науки» расширить их кругозор и обогатить и активизировать словарный запас. 3 - Воспитывать языковую толерантность. 21 февраля – - Закреплять имеющиеся достижения в речевом Международный развитии каждого ребенка. - Развивать коммуникативные навыки и день родного выразительность речи. языка - Формировать четкую артикуляцию звуков родного языка. - Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими. 23 февраля День защитника Отечества - Расширение представлений детей о Российской армии. - Рассказы о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. - Воспитание в духе патриотизма, любви к Родине. - Знакомство с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. - Расширение гендерных представлений, формирование у мальчиков стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание у девочек уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины. - Организация всех видов детской деятельности Досуг «Междунаро дный день родного языка» (старший дошкольный возраст) Конкурс чтецов Праздничные мероприятия Праздник Март 4 неделя феврал я–1 неделя марта «Праздник: 8 марта» 2-3 «Мир профессий» 4 «Неделя детской книги» 27 марта – (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи; любви к маме, бабушке. - Воспитание уважения к воспитателям. - Расширение гендерных представлений, воспитание у мальчиков представлений о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. - Привлечение детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. - Воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям, формирование потребности радовать близких людей добрыми делами. - Расширение представлений детей о профессиях, сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и т.д.) - Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе. - Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям. - Привлечение внимания детей к оформлению книг, к иллюстрациям. - Формировать бережное отношение книг. - Организовать ремонт и реставрацию старых книг. - Рассказать о библиотеке и библиотекарях. - Развитие интереса к театрализованной игре. - Воспитание артистических качеств, раскрытие 8 Марта Викторина: «Путешествие в мир профессий» Конкурс чтецов Драматизация русской творческого потенциала, вовлечение детей в Международный различные театрализованные представления. день театра Апрель 1 «Правила и безопасность дорожного движения» - Уточнение знаний детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. - Знакомство с названием ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. народной сказки с показом для малышей Встреча с инспектором ГИБДД - Расширение знаний о космонавтах, космосе. 2 «Покорители космоса 3 «Весна» 4 «Неделя пожарной безопасности и ЧС» День космонавтик и - 12 апреля - Формирование у детей обобщенных представлений о весне как времени года, о приспособленности растений и животных к изменениям в природе. - Расширение знаний о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени). - Закрепление основ безопасности жизнедеятельности человека. - Уточнение знаний о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. - Знакомство с работой службы спасения – МЧС. - Закрепление знаний о том, что в случае Праздник «Веснакрасна» День Земли — 22 апреля Выставка детского творчества Встреча с представителе м пожарной охраны Викторина необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». - Закрепление умения называть свой домашний адрес. Май 1 2 3 4 Июнь «День Победы» - Осуществление патриотического воспитания. Воспитание любви к Родине. - Формирование представлений о празднике, посвященном Дню Победы. - Воспитание уважения к ветеранам войны. - Углубление представлений ребенка о семье и ее «Международны истории; о том, где работают родители, как важен й для общества их труд. день семьи» - Поощрение посильного участия детей в подготовке различных семейных праздников, выполнения постоянных обязанностей по дому. - Формирование элементарных представлений об «Мир прошлого, истории человечества (истории жилища, настоящего транспорта, коммуникации, письменности, и будущего» предметов быта, одежды и т.д.) 27 мая – Всемирный день библиотек - Продолжить знакомство детей с библиотекой, правилами читателя, с ролью книги в жизни человека. - Развивать интерес к художественной литературе. - Активизировать словарный запас, стимулировать «Что, где, когда?» Возложение цветов к памятнику павшим воинам Праздник, посвященный Дню Победы Конкурс – фотовыставка «Отдыхаем всей семьей» 18 мая Международн ый день музеев Досуг «Дружба с книгой» (старший дошкольный воображение и фантазию ребенка. - Развивать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми и сверстниками. 1 2 1 июня – День защиты детей 12 июня – День России Июль 1 8 июля – День семьи, любви и верности 4 Август 26 июля – День Конституции Республики Дагестан - Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике «Дне защиты детей», показать актуальность праздника. - Формировать у детей понятия «Право на отдых», «Право на образование» и т. д. — Способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к всенародным праздникам. — Создать условия для расширения знаний о символах России (флаг, герб, гимн), о празднике День России, о народных старинных традициях (игры, хороводы, забавы…) — Создать условия для развития творческих способностей детей, их физического, социально – коммуникативного, речевого и познавательного развития. - Развитие интеллектуальных, эмоциональных и нравственных качеств детей. - Воспитание ответственного отношения к семье как к базовой ценности общества. - Формировать представления детей о семье. - Формировать представления о том, что Конституция Республики Дагестан является возраст) Праздничные мероприятия Выставка детского творчества 2 3 14 августа – День физкультурни ка 22 августа – День государствен ного флага Российской Федерации основным законом государства, который необходимо соблюдать. - Познакомить детей с некоторыми правами обязанностями людей. - Развивать познавательный интерес к своей стране, ее законам. - Воспитывать стремление знать и соблюдать законы. - Активизировать знания детей о своей Родине, ее символике и гимне. - Пропаганда здорового образа жизни. - Развивать у детей интерес к занятиям физкультурой и спортом. - Содействовать проявлению физических и волевых усилий, воспитывать чувство коллективизма, стремление к спортивным победам. - Расширить представления детей старшего дошкольного возраста о понятиях: Государственный флаг Российской Федерации; Гимн Российской Федерации. Спортивный досуг Досуг