МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 44" Приложение к ООП МБДОУ "ЦРР – Д/С № 44" на 2021-2022 учебный год ПРОГРАММА родительского всеобуча "Родительский университет" на 2021-2022 учебный год Разработчик: Мусаева А.О., заместитель заведующего Махачкала – 2021 г. «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Статья 44 Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» ВВЕДЕНИЕ Ситуация обновления общества вызывает активизацию сил во всех областях знания. Опыт различных модернизаций, включая и те, которые протекали в радикальных (революционных) формах, показывает: сколь бы ни были велики пережитые обществом потрясения, на выходе всего переходного процесса обнаруживается более или менее существенная преемственность «старого порядка» «новым». Это утверждение выражает сущность изменений и в области образования вообще, и в области педагогического образования родителей в частности. Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные (представленные деятельностью образовательных учреждений) и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство детского сада с семьёй (педагоги – дети – родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии (ст. 58 Конституции РФ) и равностью ответственности (Закон РФ «Об образовании) перед государством за воспитание будущего поколения. Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного образования, оказав поддержку альтернативной системе образования. В обществе произошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая процессы воспитания в семье, в детском саду, в школе, в обществе. Новое содержание образования и современные технологии, недостаточно знакомые родителям воспитанников, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи с детским садом. Изменившиеся социальные условия, разрушение образования советского периода, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и детского сада, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений (ОУ). Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания. В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка. Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей» , – утверждает В.А. Сухомлинский. Дефицит любви и внимания родителей, педагогов-воспитателей мстит за себя повсюду. Мера помощи, степень заботы тех и других все еще остается в жизни ребенка недостаточной. Причина этого нами видится в недопонимании того, откуда мы родом. Очень рано мы забываем о своем детстве, о том, «что движет солнце и светила». Ребенок только начинает утверждаться, требует к себе уважения, а мы, взрослые, становимся в позу: «Кто ты такой?». Ежедневные его сто тысяч «почему» раздражают нас. Любая его попытка привлечь к себе внимание обрывается строгим взглядом, замечанием. Забываем, что вопрос ребенка – это еще одна попытка понять мир, в котором он живет, и приоткрыть занавес мира взрослых, основанного на опыте, мудрости поколений. Что стоит за неумением вашего ребенка или воспитанника прощать и забывать обиды, отсутствием понимания, сострадания, терпимости к человеку, отсутствием самоконтроля, навыков этикета и способности видеть себя со стороны в минуты гнева и обиды? Излишняя опека? Удовлетворение любого желания? Тепло, взаимопонимание, терпимость к любому поступку? Как смириться с тем, что ваш образованный, ласковый, правдивый, не ведающий зла, считающий всех людей замечательными ребенок среди избалованных сверстников является чужим? Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни. Поэтому важно помочь нашим мальчикам и девочкам самостоятельно преодолевать глупости и ошибки, не забывая об их потребностях, возможностях и способностях. Видеть мир глазами ребенка, наслаждаться его впечатлениями в осеннем лесу, зоопарке, цирке – чрезвычайно важное условие питания нашей и детской души. Воспитание, основанное на сопереживании, облагораживает, возвышает ребенка. А мы, родители, воспитатели, приобщаясь к светлому миру детства, делаем свою жизнь более полноценной. В настоящее время семья в Российской Федерации переживает противоречивое и сложное состояние: 1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности. 2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.). 3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.). 4. Наблюдается тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социальнопсихологический фон в семье. 5. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психологопедагогической культуры родителей и т.п.). Таким образом, необходимость и потребность возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин: потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации, обусловившей необходимость обеспечения взаимодействий семьи и детского сада в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения; инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия; открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) к обществу, прошлому опыту, инновациям. Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры. Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением. Принципы: первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей); достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др. факты); взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей); развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности); системности воспитательных воздействий на ребёнка; преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка. Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается нами как: система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье; особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей; процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей. Цель программы: Знакомство родителей педагогических, психологических, правовых знаний. с основами Основные задачи программы: 1. Обеспечение единства воспитательных воздействий детского сада и семьи. 2. Обобщение и распространение положительного опыта воспитания. 3. Предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок. 4. Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе. 5. Формирование родительского общественного мнения. 6. Воспитание родителей, родительского коллектива. Формы родительского всеобуча Педагогическое просвещение (родительский всеобуч) проводится самостоятельно или является основной частью родительских собраний. Почтовый ящик в МБДОУ «Задавайте вопросы» Электронная почта в МБДОУ «Задавайте вопросы» (mklmdou44@yandex.ru) «Горячая линия» - доступный перечень телефонов МБДОУ; Обратная связь через сайт детского сада «Напишите нам» (dagtsrr-44.tvoysadik.ru) Наглядный материал и стенды для родителей в здании детского сада и в группах детского сада. Информация для родителей на сайте детского сада (dag-tzrr44.tvoysadik.ru). Родительские всеобучи проводятся ежемесячно по следующим формам: общие родительские собрания; семинары-практикумы; мастер-классы для родителей и совместно с родителями и с детьми; информация для родителей помещается на сайте МБДОУ и в сети Инстаграм, материал помещается в родительских уголках и стендах; привлечение родителей к участию в конкурсах; участие родителей в детской исследовательской и проектной деятельности; участие родителей на утренниках и развлечениях; участие родителей в спортивных мероприятиях. Формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Форма взаимодействия Информационно ознакомительны е формы Наименование мероприятия Знакомство с семьей Открытые просмотры занятий и других видов детской деятельности Информирование родителей о ходе образовательного процесса День открытых дверей Задачи Ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, преодоление у родителей поверхностного суждения о роли детского сада, пересмотр методов и приемов домашнего воспитания. Помогают объективно увидеть деятельность воспитателя, практическая помощь семье. Встречи – знакомства, анкетирование семей. Наблюдение за играми, занятиями, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью воспитателя, ознакомление с режимом жизни детского сада. У родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в другой обстановке. Индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток. Общение педагогов и родителей. Родители, а также другие близкие ребенку люди, наблюдают деятельность педагога и детей, могут сами участвовать в играх, занятиях и др. Видеофильмы и презентации о жизни группы, детского сада, различных видов деятельности, режимных моментов Внедрение в образовательный процесс разнообразных творческих средств. Информирование родительского сообщества о жизни ребенка в детском саду, его развитии. В каждой группе представлены уголки творчества детей. Выставки Регулярное размещение детских детских работ работ, выполненных на занятиях, совместные работы педагога и детей, родителей и детей. Ознакомление родителей с жизнью Фотовыставки дошкольного учреждения, деятельностью их детей. Краткое представление материала, демонстрирующего специфику, отличия от других, информация о специалистах, дополнительных Информационные услугах. Формирование у родителей проспекты первоначальных представлений об учреждении, демонстрация заинтересованности коллектива в развитии и воспитании детей, стремление к сотрудничеству с родителями. Информационно Организация мероприятий: «Школа Образование для родителей» (семинары, родителей просветительск семинары– практикумы); проведение ие формы мастер–классов, тренингов; создание библиотеки. Привлечение родителей к Совместная организации прогулок, экскурсий, деятельность семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. Информационные Знакомство родителей с возрастными и психологическими особенностями стенды детей дошкольного возраста, методами и приемами воспитания. Папки–передвижки Более подробное ознакомление родителей с теми или иными Мини-газеты вопросами воспитания (памятки родителям, вырезки из газет и журналов, материалы о возрастных и индивидуальных особенностях детей и др.). Информирование о жизни детского сада (благодарности родителям за помощь, анонсы конкурсов, консультаций и др.), информацию по проблемам дошкольной педагогике и психологии. Содержание работы с родителями воспитанников в МБДОУ осуществляется по пяти направлениям развития ребенка: Образовательн ая Содержание направлений работы область Социально- Знакомить родителей с достижениями и трудностями коммуникативн воспитания детей в детском саду. ое - Показывать родителям значение матери, отца, а также развитие дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. - Подвести к пониманию ценности каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности. - Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей. - Помогать родителям, осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых. - Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий. - Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности. - Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). - Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). - Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости – фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи - «01», «02» и «03» и т. д.). - Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. - Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д. - Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. - Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста. - Показывать необходимость формирования навыков самообслуживания. - Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду. - Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости. - Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. - Проводить совместные с родителями конкурсы, акции ориентируясь на потребности и возможности детей. - Привлекать родителей к проектной деятельности. - Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду. - Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др. Познавательно - Обращать внимание родителей на возможности е интеллектуального развития ребенка в семье и детском развитие саду. - Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. - Обращать их внимание на ценность детских вопросов. - Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов. - Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). - Привлекать родителей к совместной с детьми проектной, исследовательской и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины. - Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие познавательного интереса ребенка. - Обращать внимание родителей на возможности речевого развития ребенка в семье и детском саду. Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др. - Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. - Развивать у родителей навыки общения, используя различные формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность общения с ребенком. - Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми. Речевое развитие - Способствовать развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников. - Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества. - Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой. - Обращать внимание родителей на возможность речевого развития ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой, при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность. - Побуждать родителей поддерживать детское сочинительство. - Показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развития творческих способностей детей. - Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома. - Привлекать родителей к совместной с детьми творческой деятельности: организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей. - Ориентировать родителей на совместное рассматривание декоративно- архитектурных элементов зданий, художественных произведений; показывать Художественно ценность общения по поводу увиденного и др. эстетическое - Организовывать выставки мастеров Сыктывкара. развитие - Раскрывать для родителей возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. - Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в театральной и вокальной студиях). - Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в детском саду и учреждениях дополнительного образования и культуры. Физическое развитие - Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка. - Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями, совместными подвижными играми; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. - Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач. - Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности. - Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе). - Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка. - Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). - Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью. - Помогать родителям, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка. - Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. - Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. На родительские всеобучи приглашаются следующие специалисты: врачи; психологи; работники правоохранительных органов; работники МЧС; члены администрации детского сада; представители общественных организаций. ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА на 2021-2022 учебный год Сроки Тема Форма проведения Ответственн ые Сентябр - «Семейный Кодекс. ь Роль семьи в воспитании детей» Октябр ь Организационное общее родительское собрание. Заведующий , заместитель заведующег о по ВМР, воспитатели Воспитатели - «Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста» - «Учите детей общаться со сверстниками и взрослыми» Информация в родительских уголках Письменная консультация в уголках для родителей по данной теме. Воспитатели - «Развитие личности в дошкольном возрасте» Консультации в папках-передвижках: Воспитатели «Учите детей общаться. Быть вместе» «Чтобы ребёнок слушался Советы А.С. Макаренко» «Как помочь ребенку преодолеть страхи» «Словесные игры с детьми» «Какие игрушки необходимы детям» «Капризы и упрямство» «Учим ребенка общаться» «Советы родителям замкнутых детей» «Памятка для родителей по правилам общения в детском саду и дома» Ноябрь - «Семья и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста» - «Воспитать любознательного ребенка - значит подготовить его к школе» - «Становление характера дошкольника» Декабр ь - «Личный пример взрослых в воспитании культурного поведения детей» - «Развитие речи у детей дошкольного возраста» Январь - Правовое воспитание детей и родителей «Декларация прав ребенка» Семинар-практикум Воспитатели - Концепция «Развитие познавательных способностей детей через его активное участие в образовательном процессе» - Консультация в родительском уголке «Как ускорить умственное развитие ребенка» - Беседа «Речевой этикет» - «Азы воспитания» - Прослушивание аудиозаписей детских интервью по теме культуры общения. Воспитатели - Игра с фишками «Воспитан ли мой ребенок» - Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних - Лекция «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» - Знакомство с Конвенцией о правах ребенка. - Просмотр презентации «Права детей» - Оформление информационного уголка для родителей «Права детей» Воспитатели Феврал ь - «О канале Fox kids и взрослых страхах» Цель: Определить позитивное и негативное влияние современных мультипликационных фильмов на развитие детей дошкольного возраста. - «Мальчики и девочки: два разных мира» Март Апрель Семинар-практикум Воспитатели - Задачи гендерного воспитания дошкольников в родительских уголках ДОУ. - Консультации «О воспитании девочек и мальчиков» - «Мальчишки и девчонки, а так же их родителей» - Информация в папках-передвижках и стендах в родительских уголках. - Общее собрание для родителей выпускников. - «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка - Знакомство с к школе? Как выбрать программами обучения, школу для ребенка?» традициями школы, учителями первоклассников. «Готовность выпускн - Рекомендации иков к обучению в психолога школы по школе» адаптации детей к режиму школы. Воспитатели - «Сказка в жизни ребенка дошкольного возраста» Цель: Определить роль сказки в жизни ребенка дошкольного возраста; предложить рекомендации родителям по организации чтения сказок. Воспитатели - «Научите детей основам - Использование информационных и иллюстративных уголков для родителей и воспитанников: «Дорога и дети», «Безопасное детство», «Здоровье». безопасности жизни» Май - «Слагаемые здоровья. Как использовать лето для укрепления здоровья детей» - Наглядность в уголке «Здоровье»: «Закаливание», «Здоровье кожи», «Здоровье зубов», «Польза физической культуры», «Витамины». Воспитатели - Летне-оздоровительная работа на сайте, в сети Инстаграм, на стендах детского сада. Июнь - «Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования» - Общее родительское собрание для выпускников с приглашением учителей начальных классов Воспитатели Цель: Ознакомить родителей будущих школьников с их правами и обязанностями. Тема: «Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста» Цель: Ознакомить родителей с психолого-педагогическими особенностями развития детей дошкольного возраста. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Начальный этап элементарной трудовой и учебной деятельности. Значение игрового сотрудничества для развития детей. Конструкторская деятельность и художественное творчество в дошкольном возрасте. Комплексное развитие дошкольников в различных видах познавательной и творческой деятельности. Основные этапы развития восприятия в дошкольном детстве. Совершенствование внимания детей от трех до семи лет. Переход от непроизвольного внимания к произвольному под влиянием речи. Изменения в памяти детей, происходящие в течение дошкольного детства. Разделение оперативной и рабочей памяти в мнемонической деятельности. Связь развития памяти с совершенствованием мышления ребенка. Развитие воображения в дошкольном возрасте. Становление произвольности воображения, его соединение с развивающимися памятью и мышлением. Роль сюжетно-ролевых игр в стимулировании развития детского воображения. Формирование словесно-логического мышления дошкольника. Системный характер строения и функционирования детского интеллекта. Совершенствование речи в дошкольном детстве. Тема: «Развитие личности в дошкольном возрасте» Цель: Ознакомить родительский коллектив развития личности в дошкольном возрасте. с особенностями Усвоение нравственных норм. Этапы личностного возрастного развития детей в дошкольном детстве, их связь с формированием различных сторон личности ребенка. Роль общения в развитии личности дошкольника. Усвоение дошкольниками норм и форм поведения. Значение сюжетно-ролевых игр с правилами для личностного развития детей. Возникновение нравственной саморегуляции поведения. Переход к автоматизированным формам нравственного поведения. Проявление моральных качеств личности в общении. Эмоциональномотивационная регуляция поведения. Развитие мотивации общения в дошкольном возрасте. Появление социальных мотивов, стремление к самоутверждению, ориентации на мнение окружающих, одобрение, похвалу. Становление потребности в достижении успехов. Возникновение соподчинения мотивов и их волевой регуляции. Формирование основных личностных качеств у дошкольника: возникновение «внутренней позиции», появление самосознания в форме адекватной самооценки собственных личностных качеств. Подражание и его значение для развития личности дошкольника. Влияние родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек. Тема: «Семья и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста» Цель: Определить роль семьи в воспитании дошкольника; предложить родителям практические рекомендации по воспитанию ребенка. Роль семьи в воспитании детей. Тип семьи и его влияние на воспитание детей. Совокупность психологических факторов, положительно и отрицательно влияющих на воспитание детей в семье, пути и способы их регуляции. Кодекс взаимного поведения супругов, обеспечивающий создание в семье оптимальных условий для воспитания детей. Применение поощрений и наказаний. Роль братьев и сестер в семейном воспитании. Особенности воспитания детей, родившихся первыми в семье. Влияние братьев и сестер на воспитание девочек и мальчиков. Воспитание детей в неполной семье. Социально-психологические следствия распада семьи, его влияние на воспитание детей. Содержание семейного воспитания: физическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Стиль родительского поведения и воспитание детей. Родительский авторитет. Условия, обеспечивающие гармонизацию внутрисемейных отношений: диалогичность общения, принятие, атмосфера любви, атмосфера искренности. Тема: «Становление характера дошкольника» Цель: Дать общее представление о характере и его истоках; предложить родителям способы влияния на процесс формирования характера дошкольника. Общее представление о характере. Характер как система наиболее устойчивых черт личности, проявляющихся в различных видах деятельности, общения, взаимодействия человека с окружающими людьми. Характер и темперамент человека. Характер и другие черты личности. Типология характеров. Истоки человеческого характера. Подражание окружающим людям и обращение взрослых (особенно матери) с ребенком в раннем детстве – важные факторы формирования характера. Возраст от 2-3 до 9-10 лет как сензитивный для становления основных черт характера. Ранние и поздние возрастные проявления характера у детей. Период дошкольного детства – время формирования таких свойств характера, как трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость. Способы влияния на процесс формирования характера дошкольника. Тема: «Развитие речи у детей дошкольного возраста» Цель: Обосновать дошкольный возраст как сензитивный для развития речи; предложить практические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста. Значение речи в жизни человека, в его психологии и поведении. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления). Виды речи, их назначение. Совершенствование речи в дошкольном детстве. Переход от ситуативной к контекстной речи. Возникновение монолога. Появление эгоцентрической речи, ее роль и судьба в развитии мышления и речи дошкольника. Структурно-семантическое, лексическое и грамматическое развитие речи дошкольника. Социальная обусловленность этапов развития детской речи и мышления ребенка. Пути развития речи в дошкольном возрасте. Приемы развития речи у ребенка, ее интеллектуализация. Роль детского словотворчества и эгоцентрической речи в вербальном развитии ребенка. Начало изучения иностранных языков. Дошкольный возраст как начало сензитивного периода в усвоении иностранного языка. Состав и пополнение активного словарного запаса ребенкадошкольника. Воспитание коммуникативных навыков и способности к диалогу. Тема: «О канале Fox kids и взрослых страхах» Цель: определить позитивное и негативное влияние современных мультипликационных фильмов на развитие детей дошкольного возраста. Отношение детей и взрослых к мультипликационным (отечественным и зарубежным) фильмам. Причины увлечения детей дошкольного возраста современными мультипликационными фильмами (особенно зарубежными, например, японскими): новизна, красочность, влияние рекламы и др. Может ли ребенок стать агрессивным и жестоким в результате просмотра мультяшного канала? Как вести себя, если дошкольник увлекается современными мультипликационными фильмами? Как выбрать телевизионные передачи, мультипликационные фильмы для семейного просмотра? Тема: «Сказка в жизни ребенка дошкольного возраста» Цель: определить роль сказки в жизни ребенка дошкольного возраста; предложить рекомендации родителям по организации чтения сказок. Сказка – носитель сюжетов, сценариев, жизненных стратегий, правил и моделей поведения. Сказка как один из важнейших формообразующих моментов в судьбе человека наряду с прочими аспектами воспитания. Национальная народная и литературная сказка. Какие сказки читать с ребенком-дошкольником. Организация чтения сказок с дошкольником в семье. Презентация сказок, составленных детьми. Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?» Цель: предложить родительскому коллективу практические рекомендации по подготовке ребенка-дошкольника к обучению в школе. Структура мотивации, обеспечивающая готовность ребенкадошкольника к усвоению школьных знаний, умений и навыков. Влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе. Формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, обусловливающих успешность обучения в школе: общительность, отзывчивость, покладистость, целеустремленность, настойчивость, усидчивость, работоспособность и др. Способы совершенствования восприятия, памяти, мышления. Обучение речи, чтению, письму. Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста. Психолого-педагогические требования к развивающим играм и игрушкам для ребенка старшего дошкольного возраста. Виды образовательных учреждений и их особенности. Параметры выбора школы для ребенка. Профилактика трудной школьной адаптации. Тема: «Психологическая характеристика готовности к обучению в школе» Цель: Оказать помощь родителям в определении готовности их ребенка к обучению в школе. Понятие психологической готовности ребенка к обучению к школе. Требования, предъявляемые к восприятию (избирательность, осмысленность, предметность, высокий уровень сформированности перцептивных действий), вниманию (произвольность, устойчивость, распределение, переключаемость, нужный объем), памяти (произвольность), воображению (связь воображения и внимания) детей при поступлении в школу. Особенности речи, мышления, обеспечивающие коммуникативную и интеллектуальную готовность детей к учению. Личностная готовность ребенка к школьному обучению (наличие у ребенка интереса к учению, приобретению знаний, умений и навыков, получению новой информации об окружающем мире). Мотивационная готовность детей к учению (потребность в достижении успехов, соответствующие самооценка и уровень притязаний). Функциональная готовность к школе. Развитость двигательных способностей, в частности тех, которые проявляются в индивидуальных видах творческой деятельности детей: конструировании, рисовании, лепке и др. Коммуникативные умения и навыки, межличностные отношения детей, определяющие их готовность к обучению. Психодиагностика готовности ребенка к обучению через выявление зоны его потенциального развития. Тема: «Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования» Цель: ознакомить родителей будущих школьников с их правами и обязанностями. Участники образовательного процесса, их права и обязанности. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Семейное законодательство. Права родителей: выбирать образовательные учреждения в своем населенном пункте; защищать законные интересы и права ребенка в образовательном учреждении, обращаясь в органы управления образованием, прокуратуру, суд; принимать участие в управлении образовательным учреждением; знакомиться с содержанием и ходом образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих (либо опекаемых ими) детей. Обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних: знать и выполнять Устав образовательного учреждения, нести ответственность за воспитание детей, получение ими основного общего образования. Составитель: Мусаева А.О., заместитель заведующего по ВМР