ПРОГРАММА родительского всеобуча МБДОУ 44

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ЦЕНТР РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 44"

Приложение
к ООП МБДОУ "ЦРР – Д/С № 44"
на 2021-2022 учебный год

ПРОГРАММА
родительского всеобуча
"Родительский университет"
на 2021-2022 учебный год

Разработчик: Мусаева А.О., заместитель заведующего

Махачкала – 2021 г.

«Родители
(законные
представители) несовершеннолетних
обучающихся
имеют
преимущественное право на обучение
и воспитание детей перед всеми
другими
лицами.
Они
обязаны
заложить
основы
физического,
нравственного и интеллектуального
развития личности ребенка».
Статья 44
Федерального Закона
№ 273-ФЗ «Об
образовании в РФ»

ВВЕДЕНИЕ
Ситуация обновления общества вызывает активизацию сил во всех
областях знания. Опыт различных модернизаций, включая и те, которые
протекали в радикальных (революционных) формах, показывает: сколь
бы ни были велики пережитые обществом потрясения, на выходе всего
переходного процесса обнаруживается более или менее существенная
преемственность «старого порядка» «новым». Это утверждение
выражает сущность изменений и в области образования вообще, и в
области педагогического образования родителей в частности.
Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные
(представленные деятельностью образовательных учреждений) и
семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство детского сада
с семьёй (педагоги – дети – родители) есть стратегическая связь,
обусловленная равностью миссии (ст. 58 Конституции РФ) и равностью
ответственности (Закон РФ «Об образовании) перед государством за
воспитание будущего поколения.
Законодательство РФ значительно расширило функции семейного
воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму
дошкольного, школьного, дополнительного образования, оказав
поддержку альтернативной системе образования.
В обществе произошла переориентация ценностных установок и
отношений, существенно дезориентировавшая процессы воспитания в
семье, в детском саду, в школе, в обществе. Новое содержание
образования и современные технологии, недостаточно знакомые
родителям воспитанников, а главное, не пропущенные ими в своё время
через
собственный
учебный
опыт,
вызывают
дополнительную
напряжённость в отношениях семьи с детским садом.
Изменившиеся социальные условия, разрушение образования
советского периода, расслоение родительской массы на различные
социальные группы с собственными образовательными запросами
заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и детского
сада, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных
учреждений (ОУ).
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию
подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации
является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной
напряжённости
в
обществе.
Социокультурная
обусловленность
воспитания
предполагает
признание
права
родителей
стать
полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на
специальные педагогические знания.

В
современных
социальных
условиях,
когда
происходит
интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда
родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены
социально-бытовыми проблемами, приобретает особую актуальность
проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой
ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из
необходимых и основных ступеней бытия человека.
Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка,
приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми,
формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и
ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент
полноценного развития личности.
Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной
деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в
формировании личности, на её воспитательном потенциале и
образовательных
потребностях,
на
содержании
и
формах
взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.

«Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы
совершенно немыслима, если бы не система педагогического
просвещения, повышение педагогической культуры родителей» , –
утверждает В.А. Сухомлинский.
Дефицит любви и внимания родителей, педагогов-воспитателей
мстит за себя повсюду. Мера помощи, степень заботы тех и других все
еще остается в жизни ребенка недостаточной.
Причина этого нами видится в недопонимании того, откуда мы
родом. Очень рано мы забываем о своем детстве, о том, «что движет
солнце и светила». Ребенок только начинает утверждаться, требует к
себе уважения, а мы, взрослые, становимся в позу:
«Кто ты
такой?». Ежедневные его сто тысяч «почему» раздражают нас. Любая
его попытка привлечь к себе внимание обрывается строгим взглядом,
замечанием. Забываем, что вопрос ребенка – это еще одна попытка
понять мир, в котором он живет, и приоткрыть занавес мира взрослых,
основанного на опыте, мудрости поколений.
Что стоит за неумением вашего ребенка или воспитанника
прощать и забывать обиды, отсутствием понимания, сострадания,
терпимости к человеку, отсутствием самоконтроля, навыков этикета и
способности видеть себя со стороны в минуты гнева и обиды? Излишняя
опека? Удовлетворение любого желания? Тепло, взаимопонимание,
терпимость к любому поступку?

Как смириться с тем, что ваш образованный, ласковый, правдивый,
не ведающий зла, считающий всех людей замечательными ребенок
среди избалованных сверстников является чужим?
Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник
семейного счастья, смысл жизни. Поэтому важно помочь нашим
мальчикам и девочкам самостоятельно преодолевать глупости и
ошибки, не забывая об их потребностях, возможностях и способностях.
Видеть мир глазами ребенка, наслаждаться его впечатлениями в
осеннем лесу, зоопарке, цирке – чрезвычайно важное условие питания
нашей и детской души.
Воспитание, основанное на сопереживании, облагораживает,
возвышает ребенка.
А мы, родители, воспитатели,
приобщаясь к светлому миру детства, делаем свою жизнь более
полноценной.

В настоящее время семья в Российской Федерации переживает
противоречивое и сложное состояние:
1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его
нравственные ценности.
2. Изменился
статус
семьи
как
воспитательного
института
(сокращается количество благополучных по составу и по степени
воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание
между родителями и детьми и т.п.).
3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные
представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности
за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в
неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не
является и т.п.).
4. Наблюдается
тенденция
к
снижению
рождаемости,
непопулярность отцовства и материнства, негативный социальнопсихологический фон в семье.
5. Серьёзной
проблемой
является
отчуждение
семьи
от
образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается
недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное
отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость
качеством
образования,
невысок
уровень
психологопедагогической культуры родителей и т.п.).
Таким образом, необходимость и потребность возвращения к
педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены
рядом причин:


потребностями
современного
общества,
характерной
особенностью которого является изменение социокультурной
ситуации,
обусловившей
необходимость
обеспечения




взаимодействий семьи и детского сада в процессе формирования
ценностных ориентиров у подрастающего поколения;
инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления
воспитания подрастающего поколения нового столетия;
открытостью
современного
педагогического
сообщества
(родительского в том числе) к обществу, прошлому опыту,
инновациям.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания
новой,
более
эффективной
системы
социально-педагогического
сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом
семьи и образовательными учреждениями.
Организация такого процесса требует глубокого осмысления
сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций,
выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским
сообществом. А для этого необходима соответствующая система
условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому
образованию, повышению педагогической культуры.
Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более
продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с
образовательным учреждением.

Принципы:










первоочередного права родителей на воспитание детей (родители
в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и
благополучие своих детей);
достоверности информации (сообщаемая информация должна
опираться
на
научные
(медицинские,
психологические,
педагогические, физиологические, юридические и др. факты);
взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные
взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также
конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания
детей);
развития (личности, системы отношений личности, процессов
жизнедеятельности);
системности воспитательных воздействий на ребёнка;
преемственности семьи и школы в становлении социокультурного
опыта ребёнка.

Педагогическое
(образовательное)
сопровождение
родителей в реализации воспитательной функции понимается
нами как:







система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором
они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий
воспитания детей в семье;
особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи
родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в
преодолении
социокультурных
и
психолого-педагогических
проблем, связанных с воспитанием детей;
процесс совместного с родителями определения их целей,
возможностей и путей достижения желаемых результатов в
воспитании собственных детей.

Цель
программы:
Знакомство
родителей
педагогических, психологических, правовых знаний.

с

основами

Основные задачи программы:
1. Обеспечение единства воспитательных воздействий детского сада
и семьи.
2. Обобщение и распространение положительного опыта воспитания.
3. Предупреждение
родителей
от
совершения
наиболее
распространенных ошибок.
4. Привлечение родителей к активному участию в воспитательном
процессе.
5. Формирование родительского общественного мнения.
6. Воспитание родителей, родительского коллектива.
Формы родительского всеобуча
Педагогическое просвещение (родительский всеобуч) проводится
самостоятельно или является основной частью родительских собраний.







Почтовый ящик в МБДОУ «Задавайте вопросы»
Электронная
почта
в
МБДОУ
«Задавайте
вопросы»
(mklmdou44@yandex.ru)
«Горячая линия» - доступный перечень телефонов МБДОУ;
Обратная связь через сайт детского сада «Напишите нам» (dagtsrr-44.tvoysadik.ru)
Наглядный материал и стенды для родителей в здании детского
сада и в группах детского сада.
Информация для родителей на сайте детского сада (dag-tzrr44.tvoysadik.ru).
Родительские всеобучи проводятся ежемесячно по
следующим формам:





общие родительские собрания;
семинары-практикумы;
мастер-классы для родителей и совместно с родителями и с
детьми;








информация для родителей помещается на сайте МБДОУ и в сети
Инстаграм, материал помещается в родительских уголках и
стендах;
привлечение родителей к участию в конкурсах;
участие родителей в детской исследовательской и проектной
деятельности;
участие родителей на утренниках и развлечениях;
участие родителей в спортивных мероприятиях.

Формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Форма
взаимодействия
Информационно
ознакомительны
е
формы

Наименование
мероприятия

Знакомство
с семьей

Открытые
просмотры занятий
и других видов
детской
деятельности

Информирование
родителей о ходе
образовательного
процесса
День
открытых дверей

Задачи
Ознакомление родителей с
условиями, содержанием и методами
воспитания детей в условиях
дошкольного учреждения,
преодоление у родителей
поверхностного суждения о роли
детского сада, пересмотр методов и
приемов домашнего воспитания.
Помогают объективно увидеть
деятельность воспитателя,
практическая помощь семье.
Встречи – знакомства, анкетирование
семей.
Наблюдение за играми, занятиями,
поведением ребенка, его
взаимоотношениями со сверстниками,
а также за деятельностью
воспитателя, ознакомление с
режимом жизни детского сада.
У родителей появляется возможность
увидеть своего ребенка в другой
обстановке.
Индивидуальные и групповые
консультации, родительские
собрания, оформление
информационных стендов,
организация выставок детского
творчества, приглашение родителей
на детские концерты и праздники,
создание памяток.
Общение педагогов и родителей.
Родители, а также другие близкие
ребенку люди, наблюдают
деятельность педагога и детей, могут

сами участвовать в играх, занятиях и
др.
Видеофильмы и
презентации о
жизни группы,
детского сада,
различных видов
деятельности,
режимных
моментов

Внедрение в образовательный
процесс разнообразных творческих
средств. Информирование
родительского сообщества о жизни
ребенка в детском саду, его развитии.

В каждой группе представлены
уголки творчества детей.
Выставки
Регулярное размещение детских
детских работ
работ, выполненных на занятиях,
совместные работы педагога и детей,
родителей и детей.
Ознакомление родителей с жизнью
Фотовыставки
дошкольного учреждения,
деятельностью их детей.
Краткое представление материала,
демонстрирующего специфику,
отличия от других, информация о
специалистах, дополнительных
Информационные услугах.
Формирование у родителей
проспекты
первоначальных представлений об
учреждении, демонстрация
заинтересованности коллектива в
развитии и воспитании детей,
стремление к сотрудничеству с
родителями.
Информационно
Организация мероприятий: «Школа
Образование
для родителей» (семинары,
родителей
просветительск
семинары– практикумы); проведение
ие формы
мастер–классов, тренингов; создание
библиотеки.
Привлечение родителей к
Совместная
организации прогулок, экскурсий,
деятельность
семейного театра, к участию в
детской исследовательской и
проектной деятельности.
Информационные Знакомство родителей с возрастными
и психологическими особенностями
стенды
детей дошкольного возраста,
методами и приемами воспитания.
Папки–передвижки Более подробное ознакомление
родителей с теми или иными

Мини-газеты

вопросами воспитания (памятки
родителям, вырезки из газет и
журналов, материалы о возрастных и
индивидуальных особенностях детей
и др.).
Информирование о жизни детского
сада (благодарности родителям за
помощь, анонсы конкурсов,
консультаций и др.), информацию по
проблемам дошкольной педагогике и
психологии.

Содержание работы с родителями воспитанников в МБДОУ
осуществляется
по пяти направлениям
развития ребенка:
Образовательн
ая
Содержание направлений работы
область
Социально- Знакомить родителей с достижениями и трудностями
коммуникативн воспитания детей в детском саду.
ое
- Показывать родителям значение матери, отца, а также
развитие
дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников,
младших и старших детей) в развитии взаимодействия
ребенка с социумом, понимания социальных норм
поведения.
- Подвести к пониманию ценности каждого ребенка для
общества вне зависимости от его индивидуальных
особенностей и этнической принадлежности.
- Заинтересовывать родителей в развитии игровой
деятельности детей.
- Помогать родителям, осознавать негативные
последствия деструктивного общения в семье. Создавать у
родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и
зарождению новых.
- Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия
ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском
саду. Сопровождать и поддерживать семью в реализации
воспитательных воздействий.
- Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка
ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в
лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять
внимание родителей на развитие у детей способности

видеть, осознавать и избегать опасности.
- Информировать родителей о необходимости создания
благоприятных и безопасных условий пребывания детей на
улице (соблюдать технику безопасности во время игр и
развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в
песочнице, во время катания на велосипеде, во время
отдыха у водоема и т.д.).
- Рассказывать о необходимости создания безопасных
условий пребывания детей дома (не держать в доступных
для них местах лекарства, предметы бытовой химии,
электрические приборы; содержать в порядке
электрические розетки; не оставлять детей без присмотра
в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.).
- Информировать родителей о том, что должны делать
дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь
взрослых; называть свои фамилию и имя; при
необходимости – фамилию, имя и отчество родителей,
адрес и телефон; при необходимости звонить по
телефонам экстренной помощи - «01», «02» и «03» и т. д.).

- Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения
ребенка.
- Побуждать родителей на личном примере
демонстрировать детям соблюдение правил безопасного
поведения на дорогах, бережное отношение к природе и
т.д.
- Ориентировать родителей на совместное с ребенком
чтение литературы, посвященной сохранению и
укреплению здоровья, просмотр соответствующих
художественных и мультипликационных фильмов.
- Знакомить родителей с формами работы дошкольного
учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного
возраста.
- Показывать необходимость формирования навыков
самообслуживания.
- Побуждать близких взрослых знакомить детей с
домашним и профессиональным трудом, показывать его
результаты, обращать внимание на отношение членов
семьи к труду.
- Привлекать внимание родителей к различным формам

совместной с детьми деятельности в детском саду и дома,
способствующей формированию взаимодействия взрослых
с детьми, возникновению чувства единения, радости,
гордости.
- Ориентировать родителей на совместное с ребенком
чтение литературы, посвященной различным профессиям,
труду, просмотр соответствующих художественных и
мультипликационных фильмов.
- Проводить совместные с родителями конкурсы, акции
ориентируясь на потребности и возможности детей.
- Привлекать родителей к проектной деятельности.
- Обращать внимание родителей на возможности развития
коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
- Рекомендовать родителям использовать каждую
возможность для общения с ребенком, поводом для
которого могут стать любые события и связанные с ними
эмоциональные состояния, достижения и трудности
ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
Познавательно - Обращать внимание родителей на возможности
е
интеллектуального развития ребенка в семье и детском
развитие
саду.
- Ориентировать родителей на развитие у ребенка
потребности к познанию, общению со взрослыми и
сверстниками.
- Обращать их внимание на ценность детских вопросов.
- Побуждать находить на них ответы посредством
совместных с ребенком наблюдений, экспериментов,
размышлений, чтения художественной и познавательной
литературы, просмотра художественных, документальных
видеофильмов.
- Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения
разнообразных впечатлений, вызывающих положительные
эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и
др.).
- Привлекать родителей к совместной с детьми проектной,
исследовательской и продуктивной деятельности в
детском саду и дома, способствующей возникновению
познавательной активности. Проводить совместные с

семьей конкурсы, игры-викторины.
- Ориентировать родителей в выборе художественных и
мультипликационных фильмов, направленных на
развитие познавательного интереса ребенка.
- Обращать внимание родителей на возможности речевого
развития ребенка в семье и детском саду. Рекомендовать
родителям использовать каждую возможность для
общения с ребенком, поводом для которого могут стать
любые события и связанные с ними эмоциональные
состояния, достижения и трудности ребенка в развитии
взаимодействия с миром и др.
- Показывать родителям ценность диалогического
общения с ребенком, открывающего возможность для
познания окружающего мира, обмена информацией и
эмоциями.
- Развивать у родителей навыки общения, используя
различные формы взаимодействия. Показывать значение
доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего
грубости; демонстрировать ценность общения с ребенком.
- Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать
взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми.
Речевое
развитие

- Способствовать развитию свободного общения взрослых
с детьми в соответствии с познавательными
потребностями дошкольников.
- Показывать родителям ценность домашнего чтения,
выступающего способом развития пассивного и активного
словаря ребенка, словесного творчества.
- Рекомендовать родителям произведения, определяющие
круг семейного чтения в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями ребенка. Показывать
методы и приемы ознакомления ребенка с художественной
литературой.
- Обращать внимание родителей на возможность речевого
развития ребенка в ходе ознакомления с художественной
литературой, при организации семейных театров,
вовлечения его в игровую деятельность.
- Побуждать родителей поддерживать детское
сочинительство.

- Показывать родителям актуальность развития интереса
к эстетической стороне окружающей действительности,
развития творческих способностей детей.
- Поддерживать стремление родителей развивать
художественную деятельность детей в детском саду и
дома.
- Привлекать родителей к совместной с детьми
творческой деятельности: организовывать выставки
семейного художественного творчества, выделяя
творческие достижения взрослых и детей.
- Ориентировать родителей на совместное
рассматривание декоративно- архитектурных элементов
зданий, художественных произведений; показывать
Художественно ценность общения по поводу увиденного и др.
эстетическое - Организовывать выставки мастеров Сыктывкара.
развитие
- Раскрывать для родителей возможности музыки как
средства благоприятного воздействия на психическое
здоровье ребенка.
- Привлекать родителей к разнообразным формам
совместной музыкально-художественной деятельности с
детьми в детском саду, способствующим возникновению
ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию
общения (семейные праздники, концерты, занятия в
театральной и вокальной студиях).
- Информировать родителей о концертах
профессиональных и самодеятельных коллективов,
проходящих в детском саду и учреждениях
дополнительного образования и культуры.
Физическое
развитие

- Разъяснять родителям (через оформление
соответствующего раздела в «уголке для родителей», на
родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя
соответствующую литературу) необходимость создания в
семье предпосылок для полноценного физического
развития ребенка.
- Ориентировать родителей на формирование у ребенка
положительного отношения к физкультуре и спорту;
привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это
лучше всего делать на личном примере или через
совместную утреннюю зарядку); стимулирование
двигательной активности ребенка совместными
спортивными занятиями, совместными подвижными

играми; создание дома спортивного уголка; покупка
ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи,
коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение
литературы, посвященной спорту; просмотр
соответствующих художественных и мультипликационных
фильмов.
- Информировать родителей об актуальных задачах
физического воспитания детей на разных возрастных
этапах их развития, а также о возможностях детского сада
в решении данных задач.
- Знакомить с лучшим опытом физического воспитания
дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим
средства, формы и методы развития важных физических
качеств, воспитания потребности в двигательной
деятельности.
- Привлекать родителей к участию в совместных с детьми
физкультурных праздниках и других мероприятиях,
организуемых в детском саду (а также районе, городе).
- Объяснять родителям, как образ жизни семьи
воздействует на здоровье ребенка.
- Информировать родителей о факторах, влияющих на
физическое здоровье ребенка (спокойное общение,
питание, закаливание, движения).
- Рассказывать о действии негативных факторов
(переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.),
наносящих непоправимый вред здоровью.
- Помогать родителям, сохранять и укреплять физическое
и психическое здоровье ребенка.
- Ориентировать родителей на совместное с ребенком
чтение литературы, посвященной сохранению и
укреплению здоровья, просмотр соответствующих
художественных и мультипликационных фильмов.
- Знакомить родителей с оздоровительными
мероприятиями, проводимыми в детском саду.
На родительские всеобучи приглашаются следующие специалисты:
врачи; психологи; работники правоохранительных органов; работники
МЧС;
члены
администрации
детского
сада;
представители
общественных организаций.

ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА
на 2021-2022 учебный год
Сроки

Тема

Форма проведения

Ответственн
ые

Сентябр - «Семейный Кодекс.
ь
Роль семьи в
воспитании детей»

Октябр
ь

Организационное общее
родительское собрание.

Заведующий
,
заместитель
заведующег
о
по ВМР,
воспитатели
Воспитатели

- «Возрастные и
индивидуальные
особенности детей
дошкольного
возраста»
- «Учите детей
общаться со
сверстниками и
взрослыми»

Информация в
родительских уголках

Письменная
консультация в уголках
для родителей по данной
теме.

Воспитатели

- «Развитие личности
в дошкольном
возрасте»

Консультации
в папках-передвижках:

Воспитатели

 «Учите детей
общаться. Быть
вместе»
 «Чтобы ребёнок
слушался Советы А.С.
Макаренко»
 «Как помочь ребенку
преодолеть страхи»
 «Словесные игры с
детьми»
 «Какие игрушки
необходимы детям»
 «Капризы и упрямство»
 «Учим ребенка
общаться»
 «Советы родителям
замкнутых детей»
 «Памятка для
родителей по
правилам общения в

детском саду и дома»
Ноябрь

- «Семья и ее роль в
воспитании детей
дошкольного
возраста»
- «Воспитать
любознательного
ребенка - значит
подготовить его к
школе»
- «Становление
характера
дошкольника»

Декабр
ь

- «Личный пример
взрослых в
воспитании
культурного
поведения детей»
- «Развитие речи у
детей дошкольного
возраста»

Январь

- Правовое
воспитание детей и
родителей
«Декларация прав
ребенка»

Семинар-практикум

Воспитатели

- Концепция «Развитие
познавательных
способностей детей через
его активное участие в
образовательном
процессе»
- Консультация в
родительском уголке
«Как ускорить
умственное развитие
ребенка»
- Беседа «Речевой
этикет»
- «Азы воспитания»
- Прослушивание
аудиозаписей детских
интервью по теме
культуры общения.

Воспитатели

- Игра с фишками
«Воспитан ли мой
ребенок»
- Встреча с
инспектором по делам
несовершеннолетних
- Лекция «Жестокое
обращение с детьми: что
это такое?»
- Знакомство с
Конвенцией о правах
ребенка.
- Просмотр презентации
«Права детей»
- Оформление
информационного уголка
для родителей «Права
детей»

Воспитатели

Феврал
ь

- «О канале Fox kids и
взрослых страхах»
Цель: Определить
позитивное и
негативное влияние
современных
мультипликационных
фильмов на развитие
детей дошкольного
возраста.
- «Мальчики и
девочки: два разных
мира»

Март

Апрель

Семинар-практикум

Воспитатели

- Задачи гендерного
воспитания
дошкольников в
родительских уголках
ДОУ.
- Консультации «О
воспитании девочек и
мальчиков»
- «Мальчишки и
девчонки, а так же их
родителей»
- Информация в
папках-передвижках и
стендах в родительских
уголках.
- Общее собрание для
родителей выпускников.

- «Семья на пороге
школьной жизни
ребенка. Как
подготовить ребенка - Знакомство с
к школе? Как выбрать программами обучения,
школу для ребенка?» традициями школы,
учителями
первоклассников.
«Готовность выпускн - Рекомендации
иков к обучению в
психолога школы по
школе»
адаптации детей к
режиму школы.

Воспитатели

- «Сказка в жизни
ребенка дошкольного
возраста» Цель:
Определить роль
сказки в жизни
ребенка дошкольного
возраста;
предложить
рекомендации
родителям по
организации чтения
сказок.

Воспитатели

- «Научите детей
основам

- Использование
информационных и
иллюстративных уголков
для родителей и
воспитанников: «Дорога и
дети», «Безопасное
детство», «Здоровье».

безопасности жизни»
Май

- «Слагаемые
здоровья. Как
использовать лето
для укрепления
здоровья детей»

- Наглядность в уголке
«Здоровье»:
«Закаливание»,
«Здоровье кожи»,
«Здоровье зубов»,
«Польза физической
культуры», «Витамины».

Воспитатели

- Летне-оздоровительная
работа на сайте, в сети
Инстаграм, на стендах
детского сада.
Июнь

- «Права и
обязанности
родителей на этапе
вхождения ребенка
дошкольного
возраста в систему
образования»

- Общее родительское
собрание для
выпускников с
приглашением учителей
начальных классов

Воспитатели

Цель: Ознакомить
родителей будущих
школьников с их
правами и
обязанностями.

Тема: «Возрастные и индивидуальные особенности детей
дошкольного возраста»
Цель: Ознакомить родителей с психолого-педагогическими
особенностями развития детей дошкольного возраста.
 Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.
 Начальный этап элементарной трудовой и учебной деятельности.
 Значение игрового сотрудничества для развития детей.

 Конструкторская деятельность и художественное творчество в
дошкольном возрасте. Комплексное развитие дошкольников в
различных видах познавательной и творческой деятельности.
 Основные этапы развития восприятия в дошкольном детстве.
Совершенствование внимания детей от трех до семи лет. Переход от
непроизвольного внимания к произвольному под влиянием речи.
Изменения в памяти детей, происходящие в течение дошкольного
детства. Разделение оперативной и рабочей памяти в мнемонической
деятельности. Связь развития памяти с совершенствованием
мышления ребенка. Развитие воображения в дошкольном возрасте.
Становление произвольности воображения, его соединение с
развивающимися памятью и мышлением.
 Роль сюжетно-ролевых игр в стимулировании развития детского
воображения.
 Формирование
словесно-логического
мышления
дошкольника.
Системный характер строения и функционирования детского
интеллекта. Совершенствование речи в дошкольном детстве.
Тема: «Развитие личности в дошкольном возрасте»
Цель: Ознакомить родительский коллектив
развития личности в дошкольном возрасте.

с

особенностями

 Усвоение нравственных норм. Этапы личностного возрастного
развития детей в дошкольном детстве, их связь с формированием
различных сторон личности ребенка.
 Роль общения в развитии личности дошкольника. Усвоение
дошкольниками норм и форм поведения.
 Значение сюжетно-ролевых игр с правилами для личностного
развития детей. Возникновение нравственной саморегуляции
поведения. Переход к автоматизированным формам нравственного
поведения.
 Проявление моральных качеств личности в общении. Эмоциональномотивационная регуляция поведения. Развитие мотивации общения в
дошкольном возрасте. Появление социальных мотивов, стремление к
самоутверждению, ориентации на мнение окружающих, одобрение,
похвалу.
Становление
потребности
в
достижении
успехов.
Возникновение соподчинения мотивов и их волевой регуляции.
Формирование основных личностных качеств у дошкольника:
возникновение «внутренней позиции», появление самосознания в
форме адекватной самооценки собственных личностных качеств.
Подражание и его значение для развития личности дошкольника.
Влияние родителей на формирование личностных качеств у
мальчиков и девочек.
Тема: «Семья и ее роль в воспитании детей дошкольного
возраста»

Цель: Определить роль семьи в воспитании дошкольника;
предложить родителям практические рекомендации по воспитанию
ребенка.
 Роль семьи в воспитании детей. Тип семьи и его влияние на
воспитание
детей.
Совокупность
психологических
факторов,
положительно и отрицательно влияющих на воспитание детей в
семье, пути и способы их регуляции. Кодекс взаимного поведения
супругов, обеспечивающий создание в семье оптимальных условий
для воспитания детей.
 Применение поощрений и наказаний.
 Роль братьев и сестер в семейном воспитании. Особенности
воспитания детей, родившихся первыми в семье. Влияние братьев и
сестер на воспитание девочек и мальчиков.
 Воспитание детей в неполной семье. Социально-психологические
следствия распада семьи, его влияние на воспитание детей.
 Содержание семейного воспитания: физическое, интеллектуальное,
нравственное,
эстетическое,
трудовое
воспитание.
Стиль
родительского поведения и воспитание детей. Родительский
авторитет. Условия, обеспечивающие гармонизацию внутрисемейных
отношений: диалогичность общения, принятие, атмосфера любви,
атмосфера искренности.
Тема: «Становление характера дошкольника»
Цель: Дать общее представление о характере и его истоках;
предложить родителям способы влияния на процесс формирования
характера дошкольника.
 Общее представление о характере. Характер как система наиболее
устойчивых черт личности, проявляющихся в различных видах
деятельности, общения, взаимодействия человека с окружающими
людьми. Характер и темперамент человека. Характер и другие черты
личности. Типология характеров. Истоки человеческого характера.
Подражание окружающим людям и обращение взрослых (особенно
матери) с ребенком в раннем детстве – важные факторы
формирования характера. Возраст от 2-3 до 9-10 лет как сензитивный
для становления основных черт характера. Ранние и поздние
возрастные проявления характера у детей. Период дошкольного
детства – время формирования таких свойств характера, как
трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность,
настойчивость. Способы влияния на процесс формирования
характера дошкольника.
Тема: «Развитие речи у детей дошкольного возраста»
Цель: Обосновать дошкольный возраст как сензитивный для
развития речи; предложить практические рекомендации по развитию
речи детей дошкольного возраста.

 Значение речи в жизни человека, в его психологии и поведении. Речь
как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления).
Виды речи, их назначение.
Совершенствование речи в дошкольном детстве. Переход от
ситуативной к контекстной речи. Возникновение монолога. Появление
эгоцентрической речи, ее роль и судьба в развитии мышления и речи
дошкольника.
Структурно-семантическое,
лексическое
и
грамматическое
развитие
речи
дошкольника.
Социальная
обусловленность этапов развития детской речи и мышления ребенка.
Пути развития речи в дошкольном возрасте. Приемы развития речи у
ребенка, ее интеллектуализация. Роль детского словотворчества и
эгоцентрической речи в вербальном развитии ребенка.
 Начало изучения иностранных языков. Дошкольный возраст как
начало сензитивного периода в усвоении иностранного языка.
 Состав и пополнение активного словарного запаса ребенкадошкольника. Воспитание коммуникативных навыков и способности к
диалогу.
Тема: «О канале Fox kids и взрослых страхах»
Цель: определить позитивное и негативное влияние современных
мультипликационных фильмов на развитие детей дошкольного
возраста.
 Отношение детей и взрослых к мультипликационным (отечественным
и зарубежным) фильмам. Причины увлечения детей дошкольного
возраста современными мультипликационными фильмами (особенно
зарубежными, например, японскими): новизна, красочность, влияние
рекламы и др.
 Может ли ребенок стать агрессивным и жестоким в результате
просмотра мультяшного канала? Как вести себя, если дошкольник
увлекается современными мультипликационными фильмами? Как
выбрать телевизионные передачи, мультипликационные фильмы для
семейного просмотра?
Тема: «Сказка в жизни ребенка дошкольного возраста»
Цель: определить роль сказки в жизни ребенка дошкольного
возраста; предложить рекомендации родителям по организации чтения
сказок.
 Сказка – носитель сюжетов, сценариев, жизненных стратегий, правил
и
моделей
поведения.
Сказка
как
один
из
важнейших
формообразующих моментов в судьбе человека наряду с прочими
аспектами воспитания.
 Национальная народная и литературная сказка. Какие сказки читать
с
ребенком-дошкольником.
Организация
чтения
сказок
с
дошкольником в семье.

 Презентация сказок, составленных детьми.
Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как
подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»
Цель: предложить родительскому коллективу практические
рекомендации по подготовке ребенка-дошкольника к обучению в
школе.
 Структура
мотивации,
обеспечивающая
готовность
ребенкадошкольника к усвоению школьных знаний, умений и навыков.
Влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность
обучения ребенка в школе.
 Формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного
возраста,
обусловливающих
успешность
обучения
в
школе:
общительность, отзывчивость, покладистость, целеустремленность,
настойчивость, усидчивость, работоспособность и др. Способы
совершенствования восприятия, памяти, мышления. Обучение речи,
чтению, письму. Развивающие учебно-дидактические игры и формы
занятий с детьми дошкольного возраста. Психолого-педагогические
требования к развивающим играм и игрушкам для ребенка старшего
дошкольного возраста.
 Виды образовательных учреждений и их особенности. Параметры
выбора школы для ребенка. Профилактика трудной школьной
адаптации.
Тема: «Психологическая характеристика готовности к обучению в
школе»
Цель: Оказать помощь родителям в определении готовности их
ребенка к обучению в школе.
 Понятие психологической готовности ребенка к обучению к школе.
 Требования,
предъявляемые
к
восприятию
(избирательность,
осмысленность, предметность, высокий уровень сформированности
перцептивных действий), вниманию (произвольность, устойчивость,
распределение,
переключаемость,
нужный
объем),
памяти
(произвольность), воображению (связь воображения и внимания)
детей при поступлении в школу.
 Особенности речи, мышления, обеспечивающие коммуникативную и
интеллектуальную готовность детей к учению.
 Личностная готовность ребенка к школьному обучению (наличие у
ребенка интереса к учению, приобретению знаний, умений и навыков,
получению новой информации об окружающем мире).
 Мотивационная готовность детей к учению (потребность в
достижении успехов, соответствующие самооценка и уровень
притязаний).
 Функциональная готовность к школе. Развитость двигательных
способностей,
в
частности
тех,
которые
проявляются
в
индивидуальных
видах
творческой
деятельности
детей:

конструировании, рисовании, лепке и др. Коммуникативные умения и
навыки, межличностные отношения детей, определяющие их
готовность к обучению.
 Психодиагностика готовности ребенка к обучению через выявление
зоны его потенциального развития.

Тема: «Права и обязанности родителей на этапе вхождения
ребенка
дошкольного возраста в систему
образования»
Цель: ознакомить родителей будущих школьников с их правами и
обязанностями.
 Участники образовательного процесса, их права и обязанности.
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
 Семейное
законодательство.
Права
родителей:
выбирать
образовательные учреждения в своем населенном пункте; защищать
законные интересы и права ребенка в образовательном учреждении,
обращаясь в органы управления образованием, прокуратуру, суд;
принимать участие в управлении образовательным учреждением;
знакомиться с содержанием и ходом образовательного процесса, а
также с оценками успеваемости своих (либо опекаемых ими) детей.
Обязанности
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних: знать и выполнять Устав образовательного
учреждения, нести ответственность за воспитание детей, получение
ими основного общего образования.

Составитель: Мусаева А.О., заместитель заведующего по ВМР


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722) 62-49-27

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».